Спортивное голубеводство РОССИИ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Спортивное голубеводство РОССИИ » ГКСГ г.Барнаул » Барнаульский городской клуб спортивного голубеводства


Барнаульский городской клуб спортивного голубеводства

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Поздравляем с регистрацией клуба в открытом Национальном чемпионате России!!!

0

2

Спасибо за поздравление, Анатолий Анатольевич и за пожелание успехов! Будем учиться летать!

0

3

Здравствуйте земляки. У меня вопрос, если можете ответьте. В 2020 году 19 июля производили массовый выпуск с Вашего города. Прилёта у нас не было. Может кто у Вас прибился? Без претензий, просто хочется узнать. Спасибо.

0

4

https://forumupload.ru/uploads/0019/8b/76/2/998227.jpg

Снигирев Сергей Иванович – доктор биологических наук,
профессор, председатель Барнаульского городского клуба
спортивного голубеводства

К вопросу об ориентации спортивных голубей во время преодоления дистанций

Голубь - единственный вид одомашненных птиц, не утративший способность к длительному свободному полёту. Чрезвычайное разнообразие экстерьерных форм, стилей и продолжительности полётавызывает восхищение. Навигаторские способности почтовых рас голубей в течение длительного периода истории обеспечивали обмен информацией – вплоть до средины  50-х годов прошлого столетия существовала военно-учётная специальность (ВУС) «Военная почтово-голубиная связь».
Процесс доместикации дикого скалистого голубя (рис. 1) связан с развитием земледелия. Возле поселений человека изначально формировались синантропные популяции сизого скалистого голубя, что не могло не привлечь к себе внимание человека.

https://forumupload.ru/uploads/0019/8b/76/2/350815.jpg

Рисунок 1 Скалистый голубь (ColambarupetrisPallas, 1811)

Размножение ограниченных популяций в составе небольших родственных групп неизбежно приводило к дестабилизации   генотипа и  возникновению модификаторной изменчивости голубей. Прежде всего, это выражалось в появлении белых, затем-цветных перьев в так называемых зонах депигментации  (первичные маховые перья, хвост, кроющие перья  крыла и спина). Таких птиц начали отбирать и спаривать с подобным. Так возник интерес к разведению голубей, закреплению новых, оригинальных признаков экстерьера.
Одновременно  внимание было обращено на привязанность голубей к месту гнездования – будучи вспугнутыми, голуби не улетают от дома, а начинают кружить над ним.  Свободный  полёт стаи голубейзавораживал воображение, поскольку человеку всегда была присуща мечта о высоте, парении над землёй.  Побуждение гнездящихся на чердаке голубей к полёту и наслаждение этим зрелищем инициировало  такое направление   их разведения, как  гонное голубеводство.По мере развития сельского хозяйства и увеличения объема производства зерновых культур,возникли экономические предпосылки улучшения лётно-декоративных качеств гонных пород, совершенствованию их экстерьерных форм, что положило начало формированию такой оригинальной таксономической группы, как декоративные голуби.
   Использование такого уникального свойства, как  возвращение голубей издалека к родному гнездовью,практиковалось на протяжении многих столетий - вплоть до изобретения телеграфа, люди не знали более оперативного способа передачи информации.
Чтобы понять значение почтового голубеводства достаточно представить, что в условиях существовавшего бездорожья, почтовая карета или ямская тройка были способны преодолеть не более 50-60 км в течение светового дня, после чего лошадям было необходимо предоставить отдых или произвести замену. Используя подменные запряжки лошадей, можнопреодолеть в течение суток  до 100-150 вёрст. Хороший же почтовый голубь способен преодолеть эту дистанцию за несколько часов! В 2018 году был зарегистрирован рекорд России - голубка №69217 председателя Копейского клуба спортивного голубеводства В.П. Пряхина и голубь №58797 голубевода Р.Ш.Фаткуллинапреодолели за один световой день  дистанцию в 1060 км!
С исчезновением социального заказа на почтово-голубиную связь возникло спортивное направление применения таксона «почтовые голуби». Если для почтового голубя скорость преодоления дистанции имеет второстепенное значение (в разумных пределах) - его ценность определялась обязательностью возвращения в пункт приёма голубеграмм, то скоростные качества на соревновательной дистанции является критерием определения классности спортивного голубя. Неизменным осталось лишь основное свойство птиц данного направления – их навигационные способности.
     Поэтому, опираясь на многочисленные работы по изучению механизма ориентации птиц во время длительных перелетов и результаты экспериментальных работ, попытаемся сформулировать основные постулаты навигационных способностей почтовых голубей.
Теоретические основыориентации птиц. Удивительная способность находить дорогу и  возвращаться в родную голубятню, преодолевая огромные расстояния с большой скоростью, была закреплена у почтовых голубей в результате длительного искусственного отбора.
Эта особенность могла возникнуть только в связи с их способностью, получившей название привязанности к местам гнездовий или гнездового консерватизма.
Уже давно известно, что птицы, удаленные от гнезда в период размножения, возвращаются к гнезду даже с большого расстояния.
Это свойство было использовано для изучения способов ориентации птиц.Опыты с завозом ласточек и скворцов от гнезд показали, что обратный возврат птиц к гнездам происходит гораздо медленнее их обычного полета, так как они летят не прямо, а «ищут» обратную дорогу. Например, увезенные за 32 км деревенские ласточки, свободно пролетающие около 100 км в час, возвращались только через 2,5 - 3 часа, а с дистанции в 36 км – через 6 - 9 часов!Птицы, увезенные за 250 км, не вернулись (Лосс, 1907).
Принято различать общее понятие ориентация, свойственное всем животным при определении их места в пространстве, от понятия навигация, которая свойственна только немногим группам животных (в том числе и перелетным птицам).
Понятие навигация означает, что птица может ориентироваться без всяких заранее ей знакомых наземных ориентиров  (что является одним из свойств почтовых (далее - спортивных голубей), способных преодолевать сверхдальние дистанции). Ориентацию по топографическим (ландшафтным) направляющим линиям, настоящей навигацией не считают. При этомбольшую роль в ориентации спортивных голубей играют зрительные ориентиры. Из всех органов чувств птиц наиболее развито зрение. Установлено, что  по восприятию пространства и расстояния птицы занимают, по-видимому, первое место среди всех животных.
Поскольку,в большинстве случаев полет спортивного голубя проходит на относительно небольшой высоте, важное значение в  ориентации при перелетах имеют наземные ориентиры: береговая линия морей, цепи гор, русла рек, линии ЛЭП, железных дорог и автомагистралей, различные особенности ландшафта и т. д. Ориентируясь на них, голуби корректируют свое движение и определяют конкретный  маршрут. Наступающая при перелетах темнота заставляет летящих днем птиц прекратить полет. Роль зрительного препятствия играет и туман. В тумане перелетные птицы часто издают крики, нередко теряют направление и сбиваются с пути. При густом тумане они прекращают перелет. При перелетах через обширные водные пространства птицы ориентируются, видимо, по характеру движения волн, направлению ветра, характеру освещенности воды.
Исследования показали, что для ориентации птицы используют не только наземные, но и небесные ориентиры: днем – солнце, ночью – луну и звезды. Этот способ ориентации относится уже к навигации.
Спортивные голуби находят обратный путь к своей голубятне за сотни и даже тысячи километров. Данное свойство можно развить  тренировкой, учебными полетами и тщательным отбором лучших птиц. Возвращение голубей с небольших дистанций можно объяснить зрительной ориентацией, но нельзя объяснить их возвращение с больших расстояний.Считается, что голубям свойственно особое чувство ориентации, позволяющие  отыскать родную голубятню. В качестве раздражителей, воздействующих на это «чувство ориентации»назывались самые различные факторы: влияние магнитного поля земли, электрические волны, космические лучи, метеорологические условия или предполагается наличие врождённого чувства направления. Однако все эти доводы были опровергнуты проверкой при помощи физических или биологических методов исследования.
Помимо опытов с почтовыми голубями для изучения способов ориентации перелетных птиц широко использовали эксперименты с завозом размножающихся птиц от гнезда, а также с птицами, содержащимися в неволе. Такие эксперименты представляют значительно большие возможности для изучения механизмов ориентации, чем сезонные миграции в природе. Простые наблюдения за перелетами птиц мало что дают для выяснения маршрута движения мигрантов и условий, влияющих на этот маршрут. В экспериментах с возвращением птиц к гнезду, время и место их выпуска выбираются экспериментатором так, чтобы избежать влияния дезорганизующих факторов. В результате наблюдений и многочисленных экспериментов было выдвинуто довольно большое число гипотез.
На важнейших из них и остановимся.
На основании опытов с перевозкой птиц, немецкие орнитологи выдвинули предположение, согласно которому на перелеты птиц, их продолжительность и направление влияет изменение положения солнца при перемещении с севера на юг. Это влияние оказывается на них будто бы через электрические и магнитные явления в атмосфере. Именно поэтому при насильственном перемещении,птицы всегда стремятся возвратиться в условия соответствующего положения солнца. Предполагается, что на направляющие электромагнитные излучения могут реагировать перьевой покров, кости и даже воздушные мешки птиц. Предположение о том, что птицы реагируют на действие магнитного поля Земли, впервые было высказано знаменитым русским ученым Мидендорфом еще в 1855 г. Согласно его гипотезе, в теле перелетных птиц существуют электрические токи, помогающие им ориентироваться в пространстве.Именно сетка пересечения магнитных изолиний, ориентированных по направлению к северному магнитному полюсу, является постоянной «навигационной картой» для перелетных птиц, а также - почтовых голубей.
Однако электромагнитные помехи, обусловленные многочисленными линиями электропередач, высокочастотными ретрансляторами и работой мощных радиолокационных станций существенно искажают электромагнитное поле.Поэтому гипотеза Мидендорфане получила подтверждения.Много лет спустя, в 20-х и 30-х годах прошлого  столетия, западноевропейские ученые вернулись к вопросу о магнетизме, исходя из того,  что птица обладает высокоразвитым магнитным чувством - способностью определять магнитное наклонение и склонение, поэтому из любого места в состоянии возвратиться к цели прямым путем. Однако опыты с применением сильных магнитных полей не дали удовлетворительного результата. Не был успешным опыт К. Водзицкого (1939) с прикреплением к голове подопытных птиц намагниченных железных палочек для исключения влияния магнитного поля Земли – голуби все равно успешно ориентировались.
В широко разрекламированных сообщениях американских послевоенных журналов утверждалось, будто физик Иегли (1948) после многочисленных опытов с почтовыми голубями, наконец, объяснил их чувство местности. Согласно его мнению воздействия от пересечения одинаковых точек магнитных силовых линий с параллелями якобы воспринимаются определенным органом ориентации в теле птицы. Предполагали, что таким органом являются вееровидные образования, окружающие глаза птицы - во всех случаях, когда к крыльям птицы прикрепляли небольшие мешающие магниты, ориентация голубей нарушилась.Также предполагалось, чтоу  основания и на конце клюва расположены группы хромотропных клеток, реагирующих на электромагнитные возмущении при изменении положения клюва относительно первоначально выбранных голубем направлений магнитных изолиний. При возвращении к заранее определенному положению тела в пространстве электромагнитное возмущение исчезает, что является сигналом головному мозгу голубя о возвращении к намеченному маршруту.
Однако вскоре против этой теории был выдвинут ряд возражений, в том числе и физического порядка, так что ее надо считать явно не подтвердившейся. Попытки объяснять ориентацию птиц только с точки зрения физических законов, не согласится с мнением А. Н. Промтова (1941) о том, что подобные гипотезы уподобляют живой организм птиц летающему автомату.
Тот факт, что маршрут спортивного голубя не представляет прямой линии, а нередко оказывается извилистыми, не позволяет говорить о каком-либо чисто физическом (электрическом) влиянии. Также перелетные пути всех видов птиц неодинаково направлены с севера на юг или обратно; они имеют самые разнообразные направления.
По В. Мейзе (1933) основа ориентации прилетающих в гнездовую область перелетных птиц – так называемые кинестетические ощущения. Согласно его представлениям, в памяти птиц должно фиксироваться направления полета, а может быть даже и все их движения во время осеннего перелета. В таком случае весной птицы должны повторить маршрутосеннего перелета в обратном направлении,  летя как бы вдоль невидимой нити, достичь родины. Чтобы исключить возможность всяких возражений, В. Рюппель при перевозке непрерывно вращал подопытных скворцов, а Клюйвернаркотизировал прежде чем отправить в дорогу. Результат в обоих случаях был один и тот же - птицы находили обратный путь так же хорошо, как и контрольные.
Сразу после второй мировой войны шведским физиком Г. Изингом была выдвинута довольно сложная гипотеза, объясняющая навигацию птиц чисто механическим эффектом вращения Земли (эффект Кориолиса). Суть этой гипотезы сводится к следующему:  Земля вращается вокруг своей оси со скоростью 28800 км в час. Предмет, движущийся у поверхности Земли с такой же скоростью, не поддается действию гравитационных сил и имеет вес, практически равный нулю. Вес предметов, движущихся медленнее орбитальной скорости, в силу притяжения Земли увеличивается. Вес будет тем большим, чем медленнее скорость движения. Если птица летит на восток, скорость ее полета складывается со скоростью вращения Земли вокруг своей оси. И наоборот, если птица летит на запад, нужно вычесть ее скорость из скорости вращения Земли, чтобы узнать истинную скорость ее полета. Сила, с которой крыло летящей птицы давит на воздух, была бы лишь чуть больше, если бы Земля перестала вращаться. Для быстро летящих птиц максимальная скорость полета составляет примерно 96 км в час, то есть 1/300 часть орбитальной скорости. На экваторе при тех же условиях у птицы, движущейся на восток с такой же скоростью, реальный вес увеличивается на 1/90000 – то есть на ничтожную величину. При диагональном направлении полета изменения веса будут еще меньшими, а при движении строго на север или на юг изменений не будет вовсе. Если бы в полете птицы были чувствительны к этим очень слабым изменениям своего веса, то теоретически они могли бы определять компасное направление во время своих перелетов.
Очевидно, что при прочих равных условиях вес птицы можно оценивать по механическому давлению на крылья. Однако это давление сильно меняется в зависимости от скорости, а также из-за циклического движения крыльев во время машущего полета. Более того, любое завихрения в воздухе может создать ускорение, направленное вверх или вниз, равной или даже большей величины.На Северном или Южном полюсе Земля практически не вращается, так же, как и прилежащий к ней слой атмосферы, поэтому там направление полета птицы не влияет на ее истинный вес. В промежуточных широтах, где происходит большинство перелетов пернатых, вращение Земли происходит к тому, что, во-первых, птица описывает кривую линию, даже если летит по прямой, и, во-вторых, изменяется ее истинный вес в зависимости от направления полета. Первое из этих явлений, называемое эффектом Кориолиса, играет важную роль при движении самых разнообразных объектов по поверхности Земли, например воздушных масс или айсбергов.
Однако, как и при изменении истинного веса, сила действующих факторов в данном случае очень мала. Поэтому трудно представить себе, как можно отличать их от других разнообразных механических сил, действующих на тело птицы. Даже очень легкий ветер или какие-либо изменения в движении крыльев могут сильно помешать точному определению весьма отлогой кривой, по которой движется птица относительно поверхности Земли. По этой причине теории перелетов, основанные на вращении Земли, не нашли поддержки среди большинства исследователей.
В результате обработки обобщения экспериментальных данных о возвращении увезенных на далекие расстояния птиц к «дому» американский биолог и физик Д. Гриффин и некоторые другие ученые выдвинули молекулярную теорию навигации. Согласно этой теории птицы не обладают способностью направленной ориентации. Увезенные от гнезда и выпущенные в незнакомой местности, они сначала довольно долго летят в одном каком-либо направлении, затем резко поворачивают и летят несколько километров в другом направлении, выбранном наугад, повторяя этот маневр до тех пор, пока не достигнут знакомой территории. Данные о движении птиц при поисках «дома» были обработаны математически, с применением уравнения для определения случайного направления движения молекул газа при постоянных столкновениях друг с другом. Авторы этой гипотезы заключили, что способность многих птиц возвращаться к гнезду можно объяснить подобным образом. Условно эту гипотезу назвали молекулярной теорией навигации птиц. Однако и она не выдержала критики. Некоторые птицы, например серебристые чайки, способны возвращаться в большом числе с большого расстояния (вплоть до 800 км). В некоторых опытах около 2/3 выпущенных птиц вернулись с расстояния 1440 км. Хотя скорость, с которой возвращались эти птицы, была сравнительно невелика, такое большое число вернувшихся птиц плохо согласуется с гипотезой беспорядочного разлета и молекулярной теорией.
Для объяснения подобных случаев была выдвинута другая теория, по которой птицы, как предполагают, летят по маршруту, приблизительно напоминающему спираль с очень большим радиусом, и внимательно осматривают большие пространства в поисках знакомой территории.
Следует заметить, что при подъеме на высоту 1000 метров, линия горизонта отодвигается на 100 км. Следовательно, птица способна визуально обследовать территорию диаметром 200 км. С учетом уникального зрения, голубь такой крупный объект, как город, может  идентифицировать с очень большего расстояния. К таким ориентирам относятся нити железных и автомобильных дорог, русла рек, цепи гор и массивы леса (рис. 2).Таким образом, почтовый голубь видит под собой «крупномасштабную географическую карту», и ему необходимо только принципиально определиться с направлением полета. Когда он опознаёт очертания крупных наземных ориентиров, ему остается приблизиться к ним, чтобы удостовериться в верности выбора направления.






https://forumupload.ru/uploads/0019/8b/76/2/938827.jpg

Рис.2 Ориентиры местности и положение солнца на маршруте спортивного голубя

Дальнейший результат полета будет зависеть от физической кондиции птицы и степени мотивации к скорейшему возвращению в родную голубятню. Именно на повышении стремления возвращения к гнезду или оставленной дома самке, основаны такие методы подготовки голубей к соревнованиям, как например, вдовцовый.
В начале 50-х годов английским орнитологом Д. Мэтьюзом и немецким исследователем Г. Крамером были даны новые объяснения навигации птиц. Д. Мэтьюз в опытах отмечал и анализировал главным образом исходное направление, которое выбирали птицы для возвращения к «дому». Свои опыты Д. Мэтьюз сначала проводил с почтовыми голубями. Он выпускал их на разном расстоянии от «дома» на обширных открытых равнинах с одинаковой видимостью в разные стороны, чтобы избежать влияния особенностей местной топографии на первоначальное направление полета птиц. После ряда опытов Мэтьюз сделал важное открытие: выбор птицами исходного направления при возвращении к «дому» носит случайных характер в пасмурную погоду, когда плотные облака скрывают солнце. Выбор правильного направления кажется сильно затрудненным,  даже и совсем невозможным, когда голуби не видят солнца. Уже давно предполагали, что возвращающиеся домой голуби, которых обычно выпускают рано утром, определяют правильное направление по положению солнца. Но казалось невероятным, чтобы птицы могли пользоваться солнцем как компасом для ориентации в любое время дня. Д. Мэтьюз первым серьезно отнесся к такой возможности и попытался проверить это предположение прямыми экспериментами. Для этого он провел ряд серий опытов, во время которых увозил голубей в разных направлениях от голубятни и выпускал в незнакомой местности в разные часы суток. Значительная часть птиц направлялась более или менее точно в сторону дома. Опыты показали, что многие голуби могут определять направление к дому независимо от того, совпадает она с направлением предыдущих тренировочных полетов или нет. Несмотря от отклонения, направление, выбираемое большинством птиц, близко с направлением «домой», и эти результаты можно было объяснить «молекулярной» теорией беспорядочного разлета. Правильный выбор направления голубями, выпущенными из двух или более точек, находящихся в разных направлениях от дома, с достаточной уверенностью позволяет говорить об эффективной ориентации в сторону «дома».
Эти опыты передвинули всю проблему изучения инстинкта «дома» у птиц на новую ступень. Некоторые исследователи попытались применить эти же методы для изучения других видов птиц. Однако пока не найдены птицы, способные определять направление к «дому» так же, как это делали голуби в опытах Д. Мэтьюза и Г. Крамер. При этом почтовые голуби уже во время транспортировки могут постоянно контролировать свое положение в пространстве  и сразу после  её завершения стартовать в нужном направлении.
Сравнивая результаты опытов Крамера с экспериментами Мэтьюза, можно заключить, что птицы, действительно, способны делать необходимые поправки на движение солнца. Этот тип ориентации был назван солнцекомпасной ориентацией. Существенной является способность птиц определять угол между направлением своего движения и положением солнца, то есть угол, который постоянно меняется в течение дня по мере перемещения солнца по небосводу. На первый взгляд такая способность кажется совершенно удивительной. В течение долгого времени биологи даже отказывались всерьез думать об этом, но тщательные наблюдения и эксперименты показали, что солнцекомпасная ориентация свойственна не только птицам, но и многим беспозвоночным животным, например креветкам, пакам, насекомым, а так же рыбам и ящерицам.
Способность птиц в течение всего дня корректировать свое движение по солнцу станет более понятной, если рассматривать ее вместе с другим исключительным биологическим явлением. В организме животных и растений есть особые механизмы, или биологические часы. Их действие часто проявляетсяв так называемых суточных рамках активности, возникающих как следствие внутренней жизнедеятельности организма. Почти у каждого животного или растения активность в дневное и ночное время меняется. Цветы распускаютсяднем, одни животные бодрствуют ночью, а днем спят, другие наоборот. Эту смену активности, пожалуй, проще всего можно объяснить ответной реакцией на изменения в окружающей среде и в первую очередь условий освещения. Замечательно то, что большинство животных, помещенных в искусственные условия с постоянным освещением, температурой, влажностью и т. д., все равно сохраняет 24-часовую цикличность. В записи движений, сделанной в течение нескольких дней, можно заметить регулярно повторяющиеся 24-часовые циклы активности птиц даже в самых постоянных условиях, каких только можно добиться. Обычно бывает два цикла активности птиц: рано утром и поздно вечером. Еще более замечательная черта биологических часов с точки зрения биохимии состоит в том, что они сохраняют точное время при всех температурах, которое выдерживает организм. Почти все химические процессы резко ускоряются с повышением температуры, но биологические часы, действующие, вероятно, на основе биохимических процессов, тем не менее, не реагируют на изменение температуры.
Таким образом, тип ориентации, которым пользуются голуби, называется целенаправленной ориентацией. Примером этой ориентации могут служить эксперименты Мэтьюза с возвращением «домой» голубей которые  летят приблизительно в сторону «дома» не зависимо от направления, в котором их увезли от голубятни. Целенаправленная ориентация значительно сложнее, ее труднее объяснить, чем простую направленную ориентацию перелетных птиц  с юга на север и обратно. Почтовый голубь  должен каким-то образом определить нужное направление к «дому» и затем придерживаться этого направления в течение всего полета.
Как справедливо указывал Г. Крамер, птицы пользуются для ориентации солнцем и звездами совершенно так же, как человек компасом. Но компас бесполезен, если неизвестно направление, в котором надо двигаться. По-видимому, с солнцекомпасной ориентацией птиц должен быть связан еще какой-то, пока совершенно неизвестный фактор, который мог бы пролить свет на удивительные навигационные способности почтовых голубей.
Столкнувшийся с этим вопросом Мэтьюз выдвинул гипотезу навигации по солнечной дуге. Он полагал, что одно только солнце может дать птицам информацию, необходимую для достаточно правильного определения направления к «дому» и поиска нужной цели. Солнцекомпасная ориентация включает и использование птицами биологических часов для определения постоянно меняющегося угла между выбранным направлением и положением солнца. Мэтьюз заключил, что птицы, вероятно, могут сравнивать высоту солнца над горизонтом в данном месте с высотой, на которой она должна находиться в это же время у них дома. Они следят за движением солнца по небосводу и на основании скорости, с которой оно поднимается или опускается относительно горизонта по дуге, могут определять высшую точку этой дуги, где солнце бывает в полдень. Мэтьюз полагал также, что птицы определяют не только высоту, на которой солнце бывает в полдень, но и время, которое прошло или пройдет с момента наблюдения до того, как солнце дойдет до наивысшей точки. Если бы птица выполнила все это с достаточной точностью, она могла бы определить направление, в котором перевез ее экспериментатор. И поскольку у птиц не удалось обнаружить способность к таким измерениям с необходимой точностью, а расчет наивысшей точки солнца по солнечной дуге кажется слишком сложным, теория Мэтьюза не получила широкого распространения.
В полевых условиях при густой облачности «компасное» направление перелетных птиц прекращается и старта на перелет не происходит. Наступающая темнота, густой туман или тяжелая облачность заставляет птиц прекратить миграцию, иначе птицы сбиваются с пути.
Под ориентацией в широком смысле сейчас понимают способность птиц определять свое положение в пространстве, что обозначается термином пространственная ориентация. Миграционная ориентация рассматривается как часть общей пространственной ориентации, которая представляет собой явление неизмеримо более широкое.

Выводы:
1. В результате длительного искусственного отбора почтовые (спортивные - СГ) голуби приобрели уникальную способность ориентации в пространстве, независимо от направления запланированного маршрута и дистанции;
2. Солнце является одним из основных навигационных ориентиров для почтовых (СГ) голубей, обладающих способностью учитывать поправки его положения относительно линии горизонта;
3. Отсутствие солнца в ненастную погоду не является препятствием для продолжения полета, поскольку СГ, придерживаясь ранее выбранного направлениячерез несколько километров может преодолеть фронт непогоды  и на горизонте вновь увидеть светило.Увеличивая высоту полета, голубь способен постоянно ориентироваться на солнце, невидимое с земли из-за сплошной облачности. Кроме того, при его отсутствии на небосклоне голубь определяет его местоположение и направление перемещения по степени подсветки горизонта, а также по солнечным электромагнитным импульсам;
4. Электромагнитные возмущения на солнце (магнитные бури), в зависимости от их характера и магнитуды оказываютвоздействиена навигационные способности голубя;
5. Прослеживается  корреляция возрастания навигационных способностей молодых птиц от вновь приобретенных голубей:  третье поколение (F3) приобретает врожденное чувство магнитных изолиний, позволяющих голубю осуществлять пространственную ориентацию относительно магнитных полюсов Земли «на уровне подсознания»;
6. Голубь обладает выдающейся зрительной памятью, позволяюшей фиксировать и запоминать даже малозначимые топографические особенности местности, над которой он однажды пролетал. Опираясь  на механизмы навигации вне знакомых ориентиров, при достижении зоны их видимости голубь  переключается на топографическую ориентацию по ландшафтным направляющим;
7.  Важным фактором, влияющим на скорость возвращения голубя домой является хомминг - генетически наследуемый признак, степень проявления которого целенаправленно усиливаетсяв предстартовый периодразличными методами стимуляции инстинкта гнездования;
8. Вне зависимости от теоретических предпочтений, наши знания о влиянии внешних факторов на ориентацию птиц, об органах, воспринимающих раздражение извне и о возможностях определения с их помощью направление полета, явно недостаточны.
Для решения этой интереснейшей проблемы предстоит дальнейшая кропотливая работа орнитологов совместно с физиологами, анатомами и физиками по пути комплексного подхода к изучению физиологических механизмов ориентации почтовых голубей и разработки методов повышения эффективности их действия для достижения высоких спортивных результатов.

0

5

Всё , в моем понимании, гораздо проще.- Спортивные голуби очень чувствительны к квантовым излучениям биосферы. Излучения биосферы  именуются ноосферой. Они , излучения, имеют большую проникающую способность и разные по параметрам для разных по  площади мест. По увеличению мощности излучения с учетом рельефа и др. мешающих улавливать-сканировать ноосферу факторов голуби определяют направление полета. С близких дистанций визуальная ориентация.

0

6

Поздравляем Барнаульский клуб с началом новой страницы своей истории! С регистрацией графика полетов и с подготовкой к соревнованиям! Легкого крыла вашим питомцам и удачных стартов вам!

0


Вы здесь » Спортивное голубеводство РОССИИ » ГКСГ г.Барнаул » Барнаульский городской клуб спортивного голубеводства