продолжение...
Продолжаю....
К написанию этой главы я подходила долго и с опаской. Потому что речь пойдет на историческую тему. Здесь будут затронуты настоящие архивные документы, которые пришлось откапывать из разных источников, вспоминать рассказы матушки, которая в свою очередь все это слышала от своей бабки. Работа была довольно сложной. Я действовала с предельной осторожностью, дабы не исказить факты.
Как собирается история? Пример, давно исчезнувшее с земли Милославского района село Лошаки. Когда-то, а именно в 1859 году в Милославском районе Рязанской области существовало село Лошаки, которое насчитывало аж 539 душ населения. К 1996 году в этом селе по спискам находилось всего лишь 2 души населения. На сегодняшний день от села Лошаки не осталось и следа, лишь заросшее заброшенное кладбище и остов не менее заброшенной Спасской церкви. Заброшенная церковь находится совсем рядом от знаменитой реки Дон, которая начинается на территории Тульской области, а потом простирается по Рязанской области, точнее по её самой границе.
Из документов: «с. Лошаки, Милославский р-н (ранее Данковский уезд), Рязанская обл. Упоминается с 1792 г. как деревня Лошакова. В начале 19 века - имение дворянина Аксёнова Семёна Николаевича (1784-1853), известного композитора, гитариста-семиструнника. В 1856 г. здесь построена Спасская церковь, село переименовано в Новопаники. Церковь разрушена в годы революции. В советское время обрело прежнее название. В настоящее время не населено. В с. Лошаки похоронены Философовы (кумовья Льва Толстого).»
Представляете, какое значимое место - сколько истории! При достаточной фантазии можно даже представить как там все было в те давние времена. Солнце еще не поднялось, утренний туман стелется прозрачной вуалью над землей. Село Лошаки выглядывает из-за крон деревьев темными крышами. Глухо и одиноко ударил колокол Спасской церкви. Звонят ко утренней. Надрывно кричат петухи, где то лает собака. Со всех сторон расстилаются бескрайние поля засеянные пшеницей. Клонят головы молодые колосья, легкий ветерок гонит морскую волну по полю. Вдалеке, по извилистой дороге движутся темные фигуры крестьян, возвращающиеся с соседнего села. Ветерок доносит до нашего слуха песню – тягучую и необъятно красивую как эти поля.
Некогда выстроенная вместо деревянной, Спасская церковь с приделами в честь иконы Божией Матери Троеручицы и св. Николая, сейчас представляет собой обезглавленные величественные развалины. Конечно, время потрепало удивительное строение, а советская власть всеми силами попыталась стереть его в лица земли. Товарищи из церкви сделали хранилище для картошки. Но все же эти величие и красоту не смогли разрушить, как ни старались. Тогда строили на совесть. За прошедшие более сотни лет штукатурка выглядит лучше, чем на многих современных зданиях. Кое- где под ударами времени она все же обсыпалась и открыла кирпичную кладку, которая просуществует еще столетие как минимум. Внутри церкви сохранилась роспись, история которой также уникальна. Она принадлежит кисти удивительного человека, потомка древнейшего рода, происходящего от ученого Марка Философа, который жил во времена князя Владимира, Николая Алексеевича Философова и его помощников. Это был просвещенный, умный, простой и талантливейший человек, который не гнушался общению с простыми крестьянами. В Москве Николай Алексеевич Философов работал директором школы живописи, ваяния и зодчества, где преподавали Репин, Саврасов. Семья Философовых жили в имении Паники (Липецкая область), это на другом берегу реки. Они занимались сельским хозяйством, здесь был построен крахмальный завод.
Барский дом и служебные постройки окружал старинный парк с вековыми деревьями. Его окружал яблоневый сад с уникальными сортами, саженцы которого сажал сам хозяин. Этот сад существует до сих пор. Когда мы путешествовали по округе, то проезжали и его. Мы ели яблоки из сада, которому более ста лет и надо сказать таких вкусных я никогда ранее не едала! У меня даже возникла идея откопать сажанец, сейчас таких сортов, наверное, нет давно. Недалеко от дома был пруд, выкопанный по идее барина. Старожилы этих мест еще помнят то время, когда пруд был очень красив – росли кувшинки, прилетали лебеди. Когда я пробралась через переплетение веток и бревен к пруду то увидела весьма печальное зрелище – черная, пахнущая гнилью вода, свисающая с торчащих из воды веток скользкая тина, грязь и витающее в воздухе чувство безысходности. Так и казалось, что сейчас покажется отвратительная рожа кикиморы, и, посипывая через одну простуженную ноздрю, она противно прошепелявит: «Плифла? Вавдалась я свевей кловушки».
Но вернусь к семье Философовых. Это была хлебосольная и образованная семья. Они предпочли жить вдали от городской суеты. Они окружали своих детей Софью, Александру, Владимира и Наталью заботой и любовью. И, несмотря на то, что они предпочли жить вдали от городской суеты, их дети, благодаря усилиям родителей, получили блестящее образование.
В их хлебосольном доме часто бывали гости – известные люди искусства и добрые, интеллигентные соседи: супруги Раевские (из Бегичева) – Иван Иванович и Елена Павловна; Мордвиновы – Иван Николаевич и Маргарита Ивановна с детьми, жившие на хуторе Утёс. Философовы также приезжали к ним с ответными визитами. Их дети дружили между собой.
Возле развалин Спасской церкви установлено надгробие – мраморный крест, который чудом уцелел во время революции. На подножье памятника выбиты имена мужа и жены Философовых и их младшей дочери, которая не дожила до совершенолетия. И не дожили, не увидели они того хаоса, который воцарился после их ухода. Не видели разрушенного товарищами дома, сожженной библиотеки, которая насчитывала несколько тысяч книг, унижения и мытарств детей, голода, убийств, войны.
Не так давно этот крест исчез. Теперь уже как памятник прошлого он олицетворял собой память былых дней для местных жителей. Достоверно всей истории не знаю, но с помощью милиции крест вскоре нашли у кого то из «понаехало тут из Москвы», которые хотели использовать его под фундамент строящегося дома. Как мне рассказали, с этими людьми «побеседовали» и в один из дней крест оказался на своем месте, ночью его вернули обратно.
В интернете по запросу о достопримечательностях России можно найти и предложение побывать в рязанской области с целью посещения памятника культуры Спасской церкви.