Осень — время демпинговых цен. И не только на шорты и скейтборды, но и на такой экзотический товар, как голуби. Увлечение голубеводством медленно, но верно становится привилегированным занятием. Медленно — потому, что, во-первых, такое хобби для большинства пока остается экзотикой. А во-вторых, увлечение отнюдь не дешево: в Европе хороший голубь может стоить $300 тыс. Почем идут пернатые в России, выяснял корреспондент "Денег"

Птицы совсем другого полета — спортивные голуби. А люди, их содержащие,— настоящие спортсмены. Даже терминология в их узком кругу специальная. Здесь нет голубятен — есть питомники. Здесь нет пород голубей — есть расы. Вот так, и никак иначе. Исходных рас всего восемь (сион, брику, янсэн, штиклинг, арден и т.д.), и большинство из них заслуга бельгийских и английских селекционеров, до сих пор оспаривающих пальму первенства в спортивном разведении голубей. На основе восьмерки созданы десятки, если не сотни комбинированных рас, главная задача которых — как можно быстрее долететь из пункта А в пункт Б. Среди рас есть свои спринтеры, стайеры и суперстайеры. Первые (например, янсэны) летают быстро (до 19 м/с), но недалеко: до 300 км. Вторые перемещаются медленнее (16-17 м/с), но далеко: до 1 тыс. км. Суперстайеры способны пролетать многие тысячи километров. Своеобразный рекорд дальности в 70-х годах установила голубка, взлетевшая с мыса Горн и приземлившаяся через неделю дома, в Монреале. Маршрут составил 10 тыс. км. Мировой рекорд по скорости (кстати, установленный тоже самочкой) составил 175 км/ч на перелете из Алжира в Париж. Специалисты объяснили, казалось бы, невозможное тем, что птица нашла воздушный коридор, где скорость попутного ветра была примерно равна собственной.
Соответственно, цена этих и им подобных рекордсменов вполне сопоставима со стоимостью арабских скакунов. Так, пять лет назад в Европе почтовый голубь — чемпион Барселоны — был продан за $300 тыс. Встречается и такой способ продажи, как "вес на вес": на одной чаше голубь, на другой — кусок золота или платины.
       В Москве и Подмосковье действуют всего пять клубов (примерно 300 членов), объединенных под эгидой Российской федерации голубиного спорта: в Киевском районе, Кунцеве, Домодедове, Подольске и Ногинске. Самый зажиточный, конечно, Кунцевский. Чего нельзя сказать о центральном офисе всероссийской организации: полуподвальное помещение, совершенно не приспособленное для работы. Президент федерации Александр Карелин (содержит 200 птиц) удивляется позиции городских властей, которые, несмотря на заявление мэра пятилетней давности о поддержке московских голубятников, взимают за аренду земли столько же, сколько имеют с торговых павильонов. Платить от 3 до 9 тыс. руб. в месяц ни пенсионер, ни подросток не в состоянии. Александру Карелину и другим энтузиастам обидно слышать от немецких коллег, что когда статистика в одном из городов ФРГ обнаружила увеличение количества разбитых скамеек на фоне сокращения числа голубятен, то была принята целая муниципальная программа по развитию местного голубеводства.
       Соответственно, за неимением спроса на голубей цены за спортивные экземпляры неоправданно занижены. В Москве зафиксирован лишь единичный случай продажи голубя за $5 тыс. В среднем же эти птицы идут за $100-500 — в зависимости от заслуг на соревнованиях. Хотя есть экземпляры, которые за границей можно было бы легко продать за $100 тыс. Например, год назад пара наших спринтеров в своей возрастной категории побила мировой рекорд дальности. Но результат не был зафиксирован: у устроителей не оказалось средств на приглашение международных экспертов.

КОМЕРСАНТЪ